Главная » КУЛЬТУРА » Каким будет праздничный концерт в Андреевской церкви — рассказывает Кирилл Карабиц

Каким будет праздничный концерт в Андреевской церкви — рассказывает Кирилл Карабиц

В последний день года нас ждет роскошный сюрприз. 31 декабря в 18.00 в Андреевской церкви пройдет премьера найденных симфоний композитора Максима Березовского в исполнении оркестра «Киевские солисты». За дирижерским пультом – инициатор концерта, один из самых успешных в мире украинских дирижеров, руководитель Борнмутского симфонического оркестра Кирилл Карабиц. Трансляция пройдет на YouTube, и послушать концерт сможет любой желающий. О детективной истории, которая стоит за найденными симфониями Березовского и этим концертом, vogue.ua рассказал Кирилл Карабиц.

О найденных симфониях

Кирилл Карабиц, фото Conrad Cwik

Концерт #Березовський275 – это прецедент. Эти симфонии были напечатаны 200 лет назад и хранились в Париже, в Парижском музыкальном архиве под именем Beresciollo. Украинский музыковед Лариса Ивченко, которая работает в Киеве в библиотеке Вернадского, еще 20 лет назад изучала нотную коллекцию Кирилла Разумовского, и в этой коллекции наткнулась на неполную копию нот симфоний, как позже окажется, Березовского. Она изучила их, описала и сделала вывод, что это симфонии Березовского, и также узнала, что оригиналы вроде бы хранятся в Париже. На этом все и закончилось.

Ехать в Украину сейчас я не собирался, путешествовать во время локдауна сложно. Но буквально несколько недель назад у меня было интервью с одной журналисткой, и она «зацепила» меня на тему Березовского. Она знала, что мне это интересно, поскольку в 2016 году я привозил в Киев симфонию До мажор Березовского, ноты которой были найдены в архивах Ватикана – мы тогда исполняли ее в Национальной Филармонии. И после этого интервью и у меня в голове сложился пазл. Как раз заканчивался год Березовского в мире, и я подумал, что нужно отыскать эти симфонии, привезти в Киев и сыграть концерт,  и обязательно успеть до конца года. Я положил трубку, а на следующее утро уже «рыскал» в парижском архиве, который, к слову, был закрыт на карантин для широкой публики. Я разыскал эти ноты в полном объеме, сделал редакцию и привез симфонии в Киев. В итоге все это заняло буквально десять дней. Да, это звучит, как детектив, но многие истории, которые я делала в Украине, детективные (смеется – прим. ред).

О том, почему «открывать» украинских композиторов – важно

Фото Conrad Cwik

С Березовским ситуация непростая – почти все его произведения потеряны. Да, мы знаем, что он гениальный классик украинской музыки, что он известен на весь мир, что с ним соотносят возникновение украинской оперы. Это действительно украинский Моцарт, разница лишь в том, что у Моцарта все найдено и зафиксировано, а у Березовского – потеряно…

Я живу в Париже и работаю с оркестрами по всему миру, но я украинский дирижер. Поэтому такие истории никогда не оставляют меня равнодушными. Когда я только начал работать с Борнмутским оркестром, один из первых больших проектов, который мы сделали  – это записи симфоний Прокофьева. Мы записали его ранние произведения, которые он создал, когда его семья жила на Донбассе, они все были созданы до 1910 года. Это очень важные для его творчества произведения,  там очень чувствуется «скифство» – типичные прокофьевские вещи слышны уже там, и они связаны именно с его корнями, с Донбассом. И знаете, что приятно? Многие лондонские критики до сих пор после той программы называют Прокофьева украинским композитором. Это лучшая похвала.  В профессии дирижёра должны быть такие открытия – иначе ты просто рутинно и механически делаешь свою работу и не развиваешься. Мне же очень важно открывать редкую украинскую музыку, находить забытые имена в истории украинской музыки…. Я рад, что мы успели сделать концерт в год Березовского, который отмечают в мире, что оркестр «Киевские солисты» так быстро откликнулись и нашли в этом вдохновение, заинтересовались. Но я не могу сказать, что эта возможность на меня свалилась, скорее я сам ее себе устроил (смеется – прим. ред).

О работе дирижера во время пандемии

Пандемия разбила существующие ориентиры, обнулила все. У тех, кто работает в творческой сфере, есть два варианта: или впадать в депрессию, или включать механизмы креатива и придумывать новые форматы. У меня так и вышло. В Цюрихской опере я недавно дирижировал постановкой «Бориса Годунова» в постановке Барри Коски, и постановка получилось очень необычной: хор и оркестр, чтобы соблюсти социальную дистанцию, перенесли в отдельный зал в двух километрах от основного, и транслировали оттуда звук через монитор и колонки, расставленные по всему залу. И звук, и трансляции оказались прекрасными.

У меня сейчас много концертов, которые транслируют онлайн, как и наш киевский, много записей для радио. Многое остается под вопросом – например,  в Тулузе у меня концерт 12 января, и я пока не знаю, разрешат ли зрителям быть в зале или трансляция будет онлайн. Но я все-таки уверен, что долго это происходить не может, это компромисс. Я верю, что и опера, и классическая музыка, и искусство в общем должны возвратиться в оффлайн.

Смотреть трансляцию концерта #Березовський275 можно прямо на нашей странице:

Источник

Оставить комментарий