Главная » КУЛЬТУРА » Светлана Сурганова — «Всё сначала!»

Светлана Сурганова — «Всё сначала!»

Автобиографическая книга Светланы Сургановой — но не автобиография. Вот такой парадокс. Светлана не стала писать подробные мемуары, изобилующие датами и фактами; вместо этого вышло лоскутное повествование, включающее то автобиографическую прозу, то фрагменты личных дневников, то стихи, то философские размышления в жанре эссе.

Фанатки «Сургановой и оркестра» и ранних «Ночных Снайперов» будут в восторге: Светлана сама упоминает «альтернативную снайперскую историю», много лет сочиняемую поклонниками, расшифровывающими и по-своему истолковывающими каждую запятую в текстах Сургановой и Арбениной. Автор книги замечает, что с реальными событиями эта мифология имеет мало общего, но своим изданием даёт толкователям массу новой пищи для трактовок. Взять цитаты из дневников разных лет — записи очень личные и откровенные, но обезличенные и абстрактные для тех, кто не собирается углубляться в эту тему.

Девичьи мысли — то оригинальные, то пафосные, банальные красивости, любовные страдания, попытки разобраться в себе, непременно напустив загадочности даже в не предназначенный для публикации дневник — кажутся вполне типичными, слишком многословными и не слишком достойными внимательного изучения (если вы не упёртый фанат). Да и неловко как-то читать чужие дневники, если автор писал их без тайного желания потом преобразовать их в самоироничную автобиографию. Светлана Сурганова явно не имела такого в виду, так что дневниковые и эссеистические страницы мы рекомендуем оставить только добровольным «летописцам» выдуманной истории «Ночных Снайперов».

Для прочих читателей в книге найдутся другие источники удовольствия. В первую очередь это главы, посвящённые маме и бабушке Светланы. Тут старыми дневниками не обошлось, здесь вдумчивый писательский труд, в котором проявился литературный дар Сургановой. Это именно что документальная проза — перечисление событий оборачивается драматическими кульминациями в рассказе об ужасах блокады или подробностях обретения Светланой приёмной семьи. Причём сначала певица делится примерами трудностей её адаптации к «нормальной» жизни, а потом признаётся, что тайну своего происхождения узнала только в 25 лет, и это стало для неё потрясением.

Эти страницы читаешь, затаив дыхание, как и те, которые посвящены борьбе Светы с онкологическим заболеванием. 13 лет назад эта тема уже поднималась в книге Елены Погребижской «Исповедь четырёх», но рассказ от первого лица воспринимается острее, тем более что медицинское образование Сургановой помогает ей говорить о болезни с нехарактерной для этой тематики откровенностью.

Раздел о счастливых дуэтных годах «Ночных Снайперов» и тревожном периоде перед увольнением из группы тоже читаются на одном дыхании — и только потом понимаешь, почему Светлана не стала писать последовательную автобиографию с соблюдением хронологии. После онкологической операции на кишечнике певица восемь лет жила с «искусственной выводящей системой». Если сопоставить даты, вы увидите, что именно на эти годы приходится становление «Снайперов», их выход на большие площадки, взлёт популярности и гастроли, гастроли, гастроли… Но в главе про «НС» рок-н-ролльный образ жизни есть, а упоминаний о бытовых и гигиенических сложностях — нет. Потому что прозаик-документалист Сурганова не хочет смешивать физические страдания с душевными и разводит их по разным страницам, чтобы читатель несколько раз получил концентрированные дозы переживаний. Кстати, версия Светланы о расколе «Ночных Снайперов» будет интересна не только фанатам. Фактологически рассказ Сургановой почти совпадает с версией, изложенной в недавней книге Михаила Марголиса про Диану Арбенину, но подача Светы на несколько порядков эмоциональнее: достаточно сказать, что она до сих пор называет экс-партнёршу нежными прозвищами Дина, ДС и даже Динька, что, конечно, даст фанатам возможность сочинить ещё несколько новых мифов о событиях 20-летней давности.

Книга завершается неожиданным для самой героини созданием собственного проекта «Сурганова и оркестр». Продолжение следует, но станет ли биография этой группы основой для столь же драматичных воспоминаний?

Оставить комментарий