Главная » МУЗЫКА » Пианист Алексей Ботвинов – о подготовке фестиваля Odessa Classics и важности «живых» концертов | Vogue Ukraine — Vogue UA

Пианист Алексей Ботвинов – о подготовке фестиваля Odessa Classics и важности «живых» концертов | Vogue Ukraine — Vogue UA

Со 2 по 11 июня в Одессе уже в седьмой раз пройдет фестиваль классической музыки Odessa Classics – одно из главных культурных событий в стране. В этом году фестиваль превзошел себя и готовит слушателям множество сюрпризов: например, именно на одесском фестивале состоится европейская премьера концерта для скрипки, фортепиано и оркестра одного из самых востребованных композиторов современности Тан Дуна, обладателя «Грэмми», BAFTA и премии «Оскар» за музыку к кинофильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Президент фестиваля, пианист Алексей Ботвинов, рассказал vogue.ua, каково это – готовить международный фестиваль в разгар пандемии.

Алексей Ботвинов

Во-первых, главный вопрос. Были ли у вас сомнения, проводить ли фестиваль в этом году?.. Или вы даже не сомневались в том, что он должен состояться, несмотря ни на что?

– Я не сомневался, что обязательно надо проводить фестиваль в этом году. И публика, и артисты так скучают по живым концертам, настолько этого не хватает. У меня не было сомнений. Вообще, важнейшая функция искусства – помогать людям справляться с кризисными ситуациями – во время пандемии выполняется очень слабо, и мой долг – делать максимум возможного, чтобы великая музыка не замолчала в нынешнее тяжелое время.

Алексей Ботвинов

Что самое сложное в проведении фестиваля в разгар мировой пандемии? Какие в целом настроения среди ваших коллег-музыкантов? Что самое сложное в организации?

– Сложно практически все: и логистика, и еженедельно меняющиеся карантинные ограничения, как в возможности проведения концертов, так и в передвижении между странами, – это одна большая форс-мажорная ситуация, продолжающаяся уже больше года. Постоянно общаюсь с коллегами из разных стран – всем очень тяжело. Наряду с туризмом, культурный сектор наиболее пострадал от пандемии. Настроения, к сожалению, у многих музыкантов – от депрессии до апатии. Но музыка помогает нам всем держаться в это время неопределенности и кризиса. К нам на фестиваль едут звезды, они востребованы и во время пандемии, хотя, конечно, намного меньше выступлений, но все ищут выходы творческой энергии: делают записи, видеоконцерты, работают над новыми проектами.

Скучаю по живым концертам невероятно, их не заменить ничем

Скучаете ли вы лично как пианист по живым концертам? Насколько у вас сократилось количество гастролей по миру? Изменилась ли публика? 

– Скучаю по живым концертам невероятно, их не заменить ничем. Глядя на свой календарь выступлений в 2018–2019 годах, даже удивляюсь: каждую неделю было 1-2 концерта в разных странах. Это было обычным ритмом жизни, рутиной. Сейчас каждый живой концерт – огромная радость, событие. Уже перестал считать количество отмененных и перенесенных концертов, лучше об этом и не думать, а сосредотачиваться на будущих планах. Публика во всех странах стала теплее, горячий прием гарантирован практически после каждого хорошего концерта – люди очень соскучились по нормальной культурной жизни.

Какой концерт в нынешней программе – ваша личная гордость и победа, и почему?

Много. И первое за годы независимости выступление легендарного Евгения Кисина в Украине. И приезд сразу трех первоклассных оркестров – Цюрихского, Брюссельского, Симфонического оркестра Хайфы. И дебют в нашей стране сенсационного Люка Дебарга, и выступление лучшего исполнителя немецкой вокальной музыки Маттиаса Герне и, конечно же, три выступления гениального скрипача Даниэля Хоупа.

Дэниель Хоуп и Цюрихский камерный оркестр

Odessa Classics всегда славился яркими премьерами. Расскажите о главных премьерах в этом году.

 – Фестиваль Odessa Classics в этом году совместно с оркестром Сан Франциско «New Century Orchestra» заказал написать новое произведение для одного из самых великих композиторов современности, оскароносного Тан Дуна. Получился феерический двойной концерт для скрипки, фортепиано, оркестра и ударных инструментов, который мы исполним вместе с Даниэлем Хоупом и Цюрихским камерным оркестром, это будет европейская премьера на сцене Одесской филармонии. Это большая гордость и победа нашего фестиваля на международной сцене.

Назовите два-три концерта в программе этого года, которые нельзя пропустить? То есть, если читатель может выбрать только 2-3 концерта, какие концерты это должны быть?

– Второго июня – Люка Дебарг и Оркестр Хайфы. 6 июня – Маттиас Герне вместе со мной – культовый вокальный цикл Шуберта «Зимний путь». Вышеупомянутая премьера Тан Дуна 11 июня. Сольный концерт Евгения Кисина в Одесской опере 24 июня.

Люка Дебарг

Сейчас многие западные оркестры и театры играют концерты онлайн. Не думали ли вы записать один из концертов в рамках программы Odessa Classics, чтобы иметь возможность транслировать его для всех желающих, для тех, кто не попадет на фестиваль?

– Практически все звездные артисты связаны контрактами с ведущими звукозаписывающими компаниями, поэтому организовать стрим концерта очень сложно.

Источник

Оставить комментарий