Главная » НАУКА » Неинвазивная электростимуляция переменным током облегчила симптомы депрессии

Неинвазивная электростимуляция переменным током облегчила симптомы депрессии

Американские ученые провели первое исследование использования транскраниальной электрической стимуляции переменным током для лечения депрессии. Восстановив синхронизацию активности лобных долей в альфа-ритме, они смогли добиться уменьшения симптомов депрессии и сохранить результат в течение четырех недель. Статья опубликована в журнале Translational Psychiatry.

Для лечения депрессии сейчас применяются антидепрессанты (в основном, препараты из группы ингибиторов обратного захвата серотонина) и психотерапия. Однако эффективность этих методов для каждого пациента отличается и предсказать ее заранее сложно. Кроме того, у обоих методов лечения есть свои побочные действия, а также ни один из них не гарантирует того, что болезнь не вернется.

Исследователи, поэтому, разрабатывают новые методы, которые не только будут эффективны при лечении депрессии, но и не будут иметь тех недостатков, которые наблюдаются у медикаментов и психотерапии. Один из таких методов — инвазивная и неинвазивная электростимуляция и магнитная стимуляция головного мозга. Так, в прошлом году ученым удалось помочь больным депрессией с помощью инвазивной стимуляции орбитофронтальной коры, а ранее — снизить суицидальные наклонности при депрессии с помощью транскраниальной магнитной стимуляции.

В новой работе ученые под руководством Моргана Александа (Morgan Alexander) из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл решили облегчить симптомы депрессии с помощью транскраниальной электрической стимуляции переменным током (transcranial alternating current stimulation, tACS). Этот метод неизвазивной стимуляции позволяет пускать разряды тока к коре головного мозга в унисон или диссонанс с его собственной электрической активностью.

В исследовании приняли участие 32 добровольца с депрессией. В течение пяти дней они проходили стимуляцию переменным током с частотой 10 Герц, 40 Герц и «пустую» стимуляцию (стимуляцию-плацебо): стимуляция подавалась неинвазивно к лобным долям.

Одна из аномалий активности головного мозга, которая наблюдается при депрессии, — десинхронизация активности в правой и левой лобных долях в альфа-ритме (от 8 до 14 Герц). Ученые предположили, что выравнивание активности с помощью стимуляции в 10 Герц сможет облегчить симптомы депрессии, в частности — нарушения когнитивных функций, за которые как раз и отвечает работа лобных долей.

К концу пятидневных стимуляций симптомы депрессии уменьшились у всех участников исследования вне зависимости от условия. Тем не менее, через две и четыре недели эффект сохранился только в той группе, участники которой получали стимуляцию с частотой 10 Герц; во всех остальных группах симптомы вернулись.

Что касается выравнивания активности лобных долей в альфа-ритме, то ее также удалось добиться по большей части в группе, которая получала стимуляцию с частотой 10 Герц: именно поэтому ученые пришли к выводу, что улучшение состояния пациентов связано как раз с изменением активности их мозга.

Основываясь на результатах своего пилотного исследования, ученые пришли к выводу, что транскраниальная стимуляция лобных долей головного мозга переменным током может быть эффективно использована при лечении депрессии. Тем не менее, они уточняют, что в следующих исследованиях необходимо продлить период наблюдений, а также изучить потенциал другой дозировки стимуляции.

Ранее ученые показывали, что использование стимуляции переменным током также может и улучшить рабочую память: для этого она должна проводиться в тета-ритме.